Перспективы развития риэлтерского дела
Я помню, как все начиналось. Видавший виды советский канцелярский стол, телефон (на котором пальцем диск крутить надо) и две толстенные тетради. В одной продавцы, в другой - покупатели. Тридцать лет назад этого было достаточно, чтобы назваться агентством и вести успешный бизнес. Тогда практически из любого за пару часов можно было сделать специалиста по недвижимости. И что примечательно. Несмотря на простоту услуги, её примитивный вид, она пользовалась у граждан спросом. В тех условиях, когда информационное пространство формировалось за счет объявлений на столбах и заборах, агентства недвижимости собирали базы данных и в качестве информационных посредников были действительно полезны гражданам. И даже когда впоследствии сформировалась юридическая составляющая услуги, все-таки главным содержанием нашей деятельности было что-либо НАЙТИ. Продавцу – покупателя, а покупателю – квартиру. Ведение базы данных требовало коллективных усилий, и поэтому риэлтерское дело в основном развивалось в форме организаций, а не в качестве индивидуальных предпринимателей.
Но время шло. Сегодня, в эпоху интернета, и покупатель, и продавец, и риэлтер в части работы с информацией действуют, в общем-то, на равных. Услуга в парадигме НАЙТИ что-либо потеряла своё первостепенное значение и все менее актуальна для граждан. На данный момент главным фактором нашей деятельности являются компетенции специалистов в области конъюнктуры рынка, потребительских свойств жилья и, конечно, в области права.
Необходимость перестраиваться для многих работников сферы недвижимости стало проблемой. Не хватало знаний. И не только юридических. Конечно, заметная часть специалистов приобрели компетенции и соответствуют запросу граждан на качественную услугу. Но большинство, к сожалению, предпочло более легкий способ заработка, в основании которого не профессиональная эрудиция, а умение ловко общаться (создавать впечатление). Разумеется, риэлтеры должны обладать качествами переговорщика, но это не заменяет специальные знания. Здесь отмечу, всяких тренингов, на которых учат, как глаза закатывать, руки складывать, закреплять вопросом утверждение, хоть пруд пруди. Но найти курсы, на которых учили бы разбираться, к примеру, в особенностях потребительских свойств многоэтажного строительства, не получится. Я думаю, по причине отсутствия спроса. Соответственно, преобладает на рынке некомпетентность в купе, мягко выражаясь, с плутовством.
Уверен, ситуация будет меняться к лучшему. Уже меняется. И ускорит процесс преобразования новый Закон о риэлтерской деятельности.
Во-первых, закон утверждает передовую идеологию: риэлтеры больше не посредники. Специалист должен оказывать услугу конкретному заказчику. Дело в том, что у продавца и покупателя разный интерес в сделке, и в первую очередь по существенному условию – ЦЕНЕ. Оказывая услугу одновременно двум сторонам в сделке, риэлтер, образно выражаясь, «идет по хрупкому льду конфликта интересов и регулярно проваливается».
Во-вторых, в соответствии с Законом, все специалисты должны пройти испытание экзаменом. В настоящий момент большинство специалистов – агенты, которые не сдают экзамен и не обладают должной юридической квалификацией. При этом отмечу: существо риэлтерской услуги предполагает сделку. Недвижимость – объект сложный, социально значимый, финансово значимый. Необходимость решать юридические вопросы возникает еще до заключения договора на оказание услуги и, конечно, на всех этапах её реализации. Именно в области права возникают самые большие риски для участников сделки. Естественно, здесь компетенция специалистов должна быть на высоте. Также экзамен будет препятствием для случайных людей в профессии и однозначно повысит уровень ответственности специалистов.
В-третьих, по моему мнению, сильнейшим фактором обеспечения качества услуг будет предусмотренная законопроектом деятельность Палаты риэлтеров. Зачастую проблема не в том, что закон плох или хорош, а в том, что он не исполняется. По крайней мере, сегодняшняя риэлтерская действительность это цинично демонстрирует. Идея самим риэлтерам контролировать качество услуг очень правильная. Среди нас достаточно специалистов, которые думают о будущем, которые понимают, что именно полезная услуга, добросовестное отношение к потребителю обеспечат перспективу развития и достойное отношение граждан. Мы всё знаем о методах работы друг друга. Говорим на одном языке. Не хватает только механизма обеспечения порядка и воли к его применению.
Изменения технологического уклада нашей жизни, новый Закон постепенно и неизбежно поменяют облик риэлтерского дела. В том числе я думаю, что в будущем услуга будет индивидуализироваться. Поясню. Сегодня услуга большей частью исполняется коллективно. Такой конвейер, где у каждого специалиста своя задача. Вместе с тем все больше риэлтеров работают индивидуально, реализуя услугу в полном объеме. При этом замечу, что качество услуги при концентрации всех составляющих в одних руках однозначно выше. Но рынок недвижимости очень разнообразен и сложен. Нет сейчас специалистов, и вряд ли появятся в будущем, которые смогут аккумулировать все необходимые экспертные знания по всем видам недвижимости. Поэтому тенденция на специализацию риэлтеров, которая уже давно обозначилась, будет только усиливаться. И это правильно.
В заключение скажу. Интернет-сервисы со временем будут еще более эффективны и доступны. Но обобщать сведения, приводить все к единому знаменателю с учётом эмоциональной составляющей, которая присутствует в каждой сделке, машины научатся еще очень нескоро. Поэтому и в продаже, и в покупке, и в организации сделки услуги риэлтеров в качестве экспертов-переговорщиков и организаторов будут востребованы и пользоваться заслуженным уважением граждан.
Copyright ООО «Час-Пик» © 2024. Все права соблюдены.
Тимофей Лобановский
Комментарии (нет)
Готовый вариант
Оформляем сделки купли-продажи недвижимости
Кредиты на покупку недвижимости
Кредиты на недвижимость
Вакансии
Приглашаем на работу риэлтеров и агентов